Участники мероприятия – специалисты библиотек: Карельской специальной библиотеки для слепых, СБС РК им. Л. Брайля, Сыктывдинской ЦБС, Эжвинской ЦБС, библиотеки специальной коррекционной школы № 41; учителя дефектологи: д/с компенсирующего вида № 8 и № 60, учитель-логопед д/с комбинированного вида № 8 с. Выльгорт; тифлопедагог, педагог-дефектолог СОШ № 18; специалист КРО ВОС; мастер декоративно-прикладного творчества, изготавливающая тактильные книги.
СБС РК им. Л. Брайля регулярно информирует своих партнеров о новых изданиях тактильных книг, проводит обучающие семинары, организует выездные выставки «Книги, хранящие тепло», выходит с мероприятиями в детские сады компенсирующего вида и коррекционные школы. Наработанный опыт в виде сценария по книге С. Пылаевой «Лягушата-болтушата» написала главный библиотекарь СБС РК им. Л. Брайля Лариса Вячеславовна Игонина. Сценарий доступен всем библиотекам, так как он вошел в методическое пособие серии «В помощь специалистам, работающим с инвалидами».
Заведующая сектором б/ф «Алый парус» Эжвинской ЦБС Сметанина Вера Николаевна рассказала как она, используя опыт СБС РК им. Л. Брайля, провела литературное занятие-урок в специальной коррекционной школе № 41 по творчеству детской коми писательницы Соломонии Васильевны Пылаевой.
В мероприятии Вера Николаевна использовала «говорящую» книгу и книжку-игрушку «Лягушата-болтушата». Ребята читали, слушали и играли с главными героями книги – весёлыми зелёными лягушатами. Мероприятие украсило выразительное чтение стихов и загадок про лягушек, комаров и цаплю. Завершилось мероприятие мастер-классом по изготовлению весёлых лягушек из цветной бумаги. Читатели получили удовольствие от знакомства с новой книгой и от весёлых поделок.
Своим опытом работы с тактильными книгами и дидактическими пособиями поделились: учитель-дефектолог Детского сада комбинированного вида № 8 Осипова Зинаида Николаевна (с. Выльгорт, Сыктывдинского р-на), педагог-психолог Регионального центра развития социальных технологий Каримова Эльмира Юсуповна, тифлопедагог СОШ № 18 Морозова Ирина Геннадьевна.
Елизавета Евгеньевна Шкандюк – мастер по изготовлению тактильных книг для библиотеки, рассказала о новых изданиях и предложила работать в сотрудничестве с педагогами-психологами. В этом случае обе стороны могут спланировать, какие коррекционно-развивающие задачи и каким образом можно будет решать с ее помощью.
Самым запоминающимся и поучительным было выступление учителя-дефектолога Карельской республиканской библиотеки для слепых Щелупановой Ирины Борисовны.
Ирина Борисовна рассказала, что в практике работы коррекционного класса Карельской республиканской библиотеки для слепых сложились определённые приёмы включения рукодельных книг в коррекционный процесс. Используются они путём индивидуального подбора. Одну и ту же книгу с разными детьми приходится читать по-разному. Дети, которым предназначены эти издания, имеют настолько разные интеллектуальные, речевые, сенсомоторные возможности, что без детально продуманного индивидуального подхода не обойтись.
На примере тактильной книги «Приключения в лесу Ёлки-на-горке», созданной в Карельской библиотеке для слепых по книге норвежского писателя Т. Эгнера, учитель-дефектолог рассказала о методике работы с книгами, о том, как происходит творческое чтение.
Творческое чтение включает: инсценирование художественного произведения, игру по сюжету книги, перенос сюжета в реальный мир. «Все эти приемы активизируют умственную деятельность, тренируют эмоции, делают речь ребенка-инвалида выразительной и яркой» – отметила Ирина Борисовна.
В заключении творческой лаборатории были подведены итоги и высказана главная мысль. Конечно, тактильная книга – не единственное коррекционно-развивающее средство, но действительно универсальный инструмент, владение которым требует от библиотекаря и педагога творческого подхода и продуманной системы использования. В работе с детьми тактильные книги позволяют решать в комплексе образовательные, коррекционные и воспитательные задачи.