Во время летних каникул в Коми республиканской специальной библиотеке для слепых им. Луи Брайля проходят «Уроки добра», «Уроки понимания инвалидности». «Уроки» проведены для детей-инвалидов РЦДПОВ «Надежда», детей и подростков детского оздоровительного лагеря «Спецназ» на базе отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних «Огонек», для учащихся летнего оздоровительного лагеря «Эврика» МОУ «Технологический лицей», учащихся летнего оздоровительного лагеря «Город мастеров» Дворца творчества детей и учащейся молодежи, для студентов социального факультета Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа им. И.А. Куратова.
В программе мероприятий:
Начинаются уроки с рассказа об особенностях работы специальной библиотеки и обзорной экскурсии по отделам. О том, что библиотека для слепых действительно особенная, дети узнают, познакомившись со специальными видами литературы: книгами рельефно-точечного шрифта, «говорящими» книгами на кассетах и флэш-картах.
Привлекает внимание такой формат литературы для незрячих детей как тактильная рукодельная книга. Картинки в этих книжках не нарисованы. Они составлены из материалов разной фактуры – меха, кожи, ткани и даже перьев. Такие аппликации подсказывают незрячим детям, на что может быть похожа шерстка медвежонка или зайчика, шубка лисички.
Большой интерес вызывает демонстрация тифлотехнических средств: специального прибора и грифеля, печатной Брайлевской машинки, Брайлевского принтера, которыми пользуются незрячие при письме, увеличивающим устройством, компьютером со специальной «говорящей» программой, Брайлевского дисплея.
На экскурсии по материалам постоянно действующей экспозиции «Мир на кончиках пальцев» ребята знакомятся с учебными и наглядными пособиями для незрячих школьников, предметами бытовой реабилитации (белой тростью, приборами для сыпучих продуктов, кружкой-непроливашкой), настольными играми, историей развития тифлотехнических средств, изделиями труда незрячих.
Непосредственное общение зрячих детей с инвалидами – важная составляющая продвижения идей толерантного отношения к таким людям. Специалисты библиотеки проводят не абстрактный разговор на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», а организуют непосредственное общение, которое оказывает гораздо большее психологическое воздействие на участников мероприятий.
Для проведения «Уроков» приглашаются читатели с инвалидностью по зрению. Из их рассказов присутствующие узнают о том, что эти люди умеют играть в футбол, шахматы и шашки, играть на гитаре, петь, бегать на лыжах, мастерить поделки из дерева и бумаги.
Данные мероприятия направлены на воспитание толерантного отношения к инвалидам и проводятся с целью призыва не обходить чужую боль стороной. Вериться, что все услышанное и увиденное сделает здоровых детей добрее и отзывчивее на чужую боль.