В работе семинара принимали участие специалисты муниципальных и республиканских библиотек, обслуживающих инвалидов (в том числе 3 ЦБС – в режиме онлайн), библиотекарь Специальной (коррекционной) школы № 41 г. Сыктывкара, председатели общественных организаций (ВОС, ВОГ), специалисты отделения по развитию форм работы с гражданами пожилого возраста, ветеранами и инвалидами Регионального центра развития социальных технологий.
На мероприятии обсуждались вопросы доступности социально-значимых объектов и оказание качественных услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Специалисты Регионального центра подготовили выступление с презентацией на тему «Доступность социальной инфраструктуры для людей с инвалидностью. Электронная Карта доступности», рассказали о доступности объектов культуры для маломобильных групп населения (в частности, библиотек) в городе Сыктывкаре, о мониторинге по определению потребностей людей данной категории в беспрепятственном доступе к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и изучению мнения людей с инвалидностью о доступности объектов и услуг, а также показали фильм «Говорящий город» о доступности городской инфраструктуры для незрячих людей.
Выступающие отметили, что электронная Карта доступности находится на платформе портала Министерства труда и социального развития РФ «Жить вместе» (www.zhit-vmeste.ru). На портале имеется информация об учреждениях, в том числе учреждениях культуры, и степени их доступности. Любой пользователь может оставить комментарий и проголосовать за доступность объекта: «не доступен», «условно доступен», «частично доступен», «полностью доступен».
Директор СБС РК им. Л. Брайля Галина Безносикова в своем докладе «Пути самореализации слепоглухих через клубы общения» познакомила присутствующих с Фондом поддержки слепоглухих «Со-единение». Галина Михайловна рассказала об особенностях взаимодействия со слепоглухими людьми и отметила важность работы по созданию безбарьерной библиотечной среды, в которой человек с физическими недостатками чувствовал бы себя комфортно.
Важную роль в обеспечении доступной среды жизнедеятельности инвалидов играют общественные организации инвалидов. Главный библиотекарь Валентина Милькова рассказала об одной из ведущих организаций, отстаивающих права людей с инвалидностью в России – Региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива».
В 2015 году 40 государственных и муниципальных учреждений, а также общественных организаций получили гранты Главы Республики Коми в области культуры и искусства. Среди них оказалась и СБС РК им. Л. Брайля с проектом «Краеведческий Арт-поезд», и Сосногорская МЦБС с проектом «Мы – вместе». Информацию об этих проектах представила главный библиотекарь СБС РК им. Л. Брайля Лариса Игонина и директор СМЦБС Марина Тихая (в режиме онлайн). Оба проекта направлены на стимулирование людей с ограниченными возможностями к активной жизни.
Зав. сектором Центральной городской библиотеки МБУК «ЦБС» Сыктывкар Виктория Мальцева рассказала о «лекарствах», которые они выдают своим читателям в «Библиоаптеке».
В читальном зале были представлены выставки: «Современная библиотека – территория доступности», «Вместе мы можем больше: общественные организации инвалидов», «Республика Коми в специальных форматах».
Кроме этого, каждый из присутствующих смог познакомиться с техническими средствами реабилитации для людей с нарушением зрения: тифломагнитофонами, тифлофлэш-плеерами, увеличивающим устройством, читающей машиной, Брайлевской строкой и принтером.
На деловом общении участники семинара отметили, что успешная интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в общество во многом зависит от координации деятельности различных организаций. То, что на мероприятии собрались представители разных учреждений, организаций, сфер деятельности говорит о том, что у нас есть желание работать, сотрудничать друг с другом и помогать людям, которые нуждаются в нашей помощи. Библиотеки сегодня востребованы инвалидами, специалистами, работающими в сфере социальной реабилитации и адаптации, родителями, воспитывающими «особых» детей.